Сегодня речь пойдет в основном о расовых проблемах Соединенных Штатов. Почему-то мифы на этот счет распространены не только в России, но и в русскоязычной эмигрантской среде. Итак -
Миф:
Америка, как и весь мир, страна сплошного расизма. Негров там линчуют
везде, где только поймают, а индейцев вообще травят, как тараканов.
Если в какой-то квартал въезжает один черномазый, стоимость жилья сразу
падает до уровня Буркина-Фасо, все белые в панике разбегаются, и
квартал захватывают черные и прочие макаки, которые немедленно все как
один начинают ширяться крэком, безудержно плодиться, разорять страну
вэлфером, стрелять по прохожим и насиловать белых женщин. При этом у
них привилегированное положение: не дай бог, говоря по-русски на
территории США, употребить слово "негр" вместо "черный"! Вас услышат
специальным микрофоном, схватят, отвезут в храм политкорректности и
отдадут на расправу огромным черным баскетболистам. Из-за черного
засилья мы, люди белой расы, на глазах вымираем, а это вообще полный
конец всему.
Сейчас в это трудно поверить, но всего полвека
назад Соединенные Штаты жили в режиме апартеида. Он был особенно
очевиден в южных городах: там существовали больницы, школы и даже места
в автобусах "только для белых". Когда в 1957 году президент Эйзенхауэр
попытался провести в жизнь решение Верховного суда о десегрегации школ,
белые жители южных штатов блокировали вход в школы, чтобы не пустить в
них чернокожих учеников. Губернатор штата Арканзас направил на помощь
мятежникам подразделения Национальной гвардии. Президент перевел
гвардию в федеральное подчинение и ввел в Арканзас воздушно-десантные
войска для охраны учеников. Все эти разборки велись вокруг кучки
подростков, самым младшим из которых было всего 15 лет. Мужеству их
родителей можно только удивляться.
Двести лет дискриминации
оставили глубокий след. Тема межрасовых отношений остается крайне
чувствительной, и мало кому в США удается спокойно обсуждать все ее
аспекты. У многих белых сформировался комплекс вины, у очень многих
черных - комплекс жертвы, стремление обвинять белых "рабовладельцев" во
всех проблемах.
Сейчас никакой дискриминации формально не
существует: более того, расовые меньшинства (хотя и довольно причудливо
определяемые) пользуются льготами при приеме в государственные ВУЗы и
на государственную работу. (Эффект от этих льгот весьма сомнительный,
они подвергаются критике и справа, и слева, и вряд ли долго
просуществуют. Я не обладаю достаточной информацией, чтобы составить
свое мнение по этому вопросу).
Тем не менее чернокожие
американцы по-прежнему живут намного беднее белых, среди них ниже
уровень образования, намного выше преступность и религиозность. Хотя в
последние годы многим удалось "пробиться" в средний класс, а самым
бедным и криминализованным нацменьшинством стали латиноамериканцы, все
же трудно не заметить, что негры заметно отстают от других "старых"
меньшинств - например, от китайцев, которые всего сто лет назад
подвергались такой же, если не худшей, дискриминации.
Мне
кажется, что дело не только в наследии прошлого, но и в особенностях
современной негритянской культуры в США. Этот народ настолько долго
находился на нижней ступеньке общественной лестницы, что выбраться из
привычной "экологической ниши" очень трудно - примерно так же, как
трудно восточноевропейским цыганам изменить в корне свою культуру после
столетий адаптации к нише народа-люмпена.
Показательно, что
единственный в США округ, где доходы чернокожего населения выше доходов
белых - округ Квинс. Большинство негров Квинса - недавние иммигранты из
стран Вест-Индии, которые в культурном отношении не имеют ничего общего
с американскими неграми и обладают типичными для многих иммигрантов
чертами: сумасшедшей пробивной способностью, трудоголизмом,
зацикленностью на образовании детей.
И все же, повторюсь,
ситуация постепенно улучшается. В США с каждым годом все труднее найти
классические гетто. Публичных проявлений белого расизма практически не
увидишь. Особенно бросается в глаза, насколько спокойнее относится к
расовым вопросам молодежь. Доля межрасовых браков (которые еще в
середине ХХ века были запрещены в южных штатах) за последние 25 лет
утроилась, и к 2010 году, по прогнозам, достигнет 10 процентов.
И
это очень здорово, потому что дети смешанного происхождения обычно
красивее и здоровее "чистокровных". Прав был Макар Нагульнов, когда
говорил: "Вот как поломаем все границы, я первый шумну: "Валяйте,
женитесь на инакокровных!" Все посмешаются, и не будет на белом свете
такой страмоты, что один телом белый, другой желтый, а третий черный, и
белые других цветом ихней кожи попрекают и считают ниже себя. Все будут
личиками приятно-смуглявые, и все одинаковые."
Что касается
белой расы, должен признаться, что она не вызывает у меня какой-то
особой симпатии, и ее судьба как чистой породы мне глубоко безразлична.
К тому же те из нас, кому повезло поучаствовать в межрасовых
отношениях, знают, что американская пословица "who goes black, never
comes back" возникла не на пустом месте.
Зато "черный" расизм
по-прежнему существует. Показательно, что во время избирательной
кампании Барака Обамы "белый" расизм вообще не играл сколько-нибудь
заметной роли (впрочем, расисты в США поголовно голосуют за
Республиканскую партию, так что на внутри-лемократический процесс они и
не могли оказать особого влияния). А вот проблемы с "черным" расизмом,
возможно, будет стоить Обаме президентского кресла.
Государство
справляется с расовыми проблемами не лучшим образом. Последним крупным
успехом было кардинальное изменение вэлферной политики при Клинтоне:
халяву существенно сократили, особенно пособия на детей. В результате
рождаемость в "черных" кварталах резко упала, следом уменьшилась
безработица и началось продвижение многих чернокожих американцев в
средний класс. Увы, при Буше обеднение среднего класса привело к тому,
что множество негритянских семей снова оказались за чертой бедности.
Как
и в любой бюрократии, реальную работу часто заменяет показуха - в
частности, печально известная мода на политкорректность. Мало кто
знает, что этот термин с самого своего появления носил иронический
характер. Поначалу его использовали участники левого движения, чтобы
подтрунивать друг над другом, потом подхватили правые, чтобы высмеивать
левых. Сейчас выражение "политкорректность" в США используется в
основном для ругательного обозначения тупых
перестраховщиков-бюрократов. Один из наиболее известных примеров ПК -
борьба с потенциально обидными этническими обозначениями.
ПК -
отнюдь не только американский феномен. Американских индейцев, например,
в США официально называют Native Americans, в Канаде - First Nations, в
Гайане - Amerindians, в странах Латинской Америки - Poblacion Indigeno
и так далее. Есть даже страна, в которой около сорока совершенно разных
этнических групп называют уродливым термином "лица кавказской
национальности".
В США вся эта терминология используется в
основном в официальных ситуациях. В разговорной речи американских
негров по-прежнему называют просто blacks, в научной литературе все еще
встречается старый термин Negro как обозначение людей негроидной расы.
Почему-то
среди эмигрантов из Совка существует поверье, что если в разговоре
по-русски пользоваться словом "негр", кто-то может его услышать,
принять за обидное "ниггер", и произойдет нечто ужасное. Поэтому
приезжие с первого дня старательно приучаются называть негров
"черными". Видимо, сказывается советская привычка к тотальной
политкорректности и внутренней цензуре. Латиноамериканцы, например,
такими тонкостями не заморачиваются и испанское слово Negro используют
совершенно свободно, никаких проблем из-за этого не возникает. Все это
тем более забавно, что именно иммигрантам из России зачастую присущ
совершенно пещерный расизм - даже тем, кто до приезда в США вообще ни
одного негра не видел. В толерантной и доброжелательной Америке
российская привычка ненавидеть всех и вся выглядит совершенно дико.
Мне
как-то пришлось в течение примерно года состоять в очень нежных
отношениях с чернокожей (и поразительно красивой) девушкой. Сама она
была как раз иммигранткой из Вест-Индии, но среди ее друзей было много
и обычных американских негров. Мы совершенно свободно обсуждали расовые
проблемы, и я всегда пользовался словом blacks - если бы я назвал
кого-то African-American, меня бы подняли на смех.
Короче
говоря, расизм из американской психологии испаряется на глазах - так
быстро, что СМИ и государственные структуры не поспевают за процессом.
В телесериалах, например, смешанные пары стали показывать только в
последние годы.
История американских индейцев отчасти повторила
историю американских негров. Я не буду перечислять, через что им
пришлось пройти за двести лет истории США - это список не для
слабонервных. Подчас трудно понять, как вообще кому-то из них удалось
выжить. В последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону:
индеец в общественном сознании из врага-убийцы-вора-попрошайки-бомжа
превратился в мирного благородного дикаря, жившего в гармонии с
природой и невинно обиженного алчными захватчиками. Индейцев снабжают
бесплатным жильем и всяческими льготами, из которых самой эффективной
оказалась монополия на игорный бизнес в некоторых штатах. Благодаря
казино несколько крошечных племен, живущих вблизи больших городов,
теперь поголовно состоят из миллионеров, в то время как многие племена
в глубинке по-прежнему прозябают в нищете и алкоголизме. Вообще
индейские племена очень разные, и судьба у каждого из них своя. Кто-то
сумел сохранить культуру и даже живет до сих пор в деревнях,
построенных сотни лет назад, а кто-то почти поголовно перебрался в
города и по образу жизни абсолютно не отличается от белых. Есть
племена, зарабатывающие на жизнь промальпом, сбором окаменелостей на
продажу или банальной сдачей земли в аренду. Все это очень интересно,
но вдаваться в подробности тут, пожалуй, не место. В моей книжке про первые годы жизни в США есть на эту тему главка.
В
следующем постике речь пойдет о хамской экспансии американской массовой
культуры и демократии, о страданиях несчастных иракцев и сербов, о
заговоре ЦРУ против России, о кошмаре оранжевой чумы и о подползании
НАТО все ближе к МКАД.
Обсуждение этого текста в ЖЖ
Следующая глава
Возврат к оглавлению